Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения

Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения
Прыжки в длину входят в дисциплинарную программу легкоатлетов и соревновательную программу у мужчин и женщин, представленную на Олимпийских играх. Интересные и познавательные факты об этой дисциплине, а также особенности выполнения некоторых видов вы узнаете, ознакомившись с нашей статьёй.

История возникновения и развития

Прыжки на длинные дистанции были включены в программу Олимпийских игр ещё в античные времена. Первые упоминания о них содержатся в сведениях о ХVIII Олимпийских играх, проходивших в 708 году до н. э. Прыжки выполнялись в ходе пятиборья, или пентатлона.

Судя по документальным источникам, дошедшим до наших дней, техника, используемая в древние времена, имеет ряд существенных отличий от современной. Так, древние греки прыгали с гантелями в руках.

Они мало внимания уделяли дальности прыжка, а больше обращали внимание на стиль. Поэтому о том, на какую длину прыгали участники античных Олимпийских игр, нам достоверно неизвестно.

Зато описана техника прыжка: спортсмен держал гантели по 1,5–4,5 кг в обеих руках и при отталкивании приводил их в такое положение, чтобы в середине полёта и верхние, и нижние конечности переместились вперёд, практически параллельно друг к другу.

Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения Перед тем как приземлиться, атлет выбрасывал гантели, заводя руки назад, влияя таким образом на дальность полёта. Приземление происходило в яму с песком длиной 6 м.

Различные вариации прыжков спортсмены начали применять с начала XIX века. Именно с этого времени известно об установленных рекордах, а также о противостояниях между именитыми атлетами.

Сначала применялась лишь техника прыжка с согнутыми нижними конечностями. Но по мере того, как пришло понимание, что таким способом хорошей дальности полёта добиться нельзя, стали практиковаться другие способы. Сначала — перешагивание до отталкивания, по типу того, как сегодня делаются «ножницы».

Рекомендуем почитать о том, как сделать разминку перед бегом.

Затем, начиная с 30-х годов ХХ века, распространение получил прыжок с прогибом. Его автором считается финн В. Туулос. Далее в поисках оптимальной техники прыжка человечество пришло к сальто.

Но заметив через некоторое время особую травмоопасность этого вида, было принято решение его запретить. Современные спортсмены прыгают 4 способами. Более детально расскажем о них в следующем разделе.
Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения

Техника выполнения видов

Все прыжки, независимо от техники, делятся на 4 составляющих:

  • разбег;
  • толчок или отрыв;
  • полёт;
  • приземление.

Разбег и отталкивание выполняются примерно одинаково. При разбеге человек старается набрать максимальную скорость, осуществляя беговые шаги (обычно 19–24) на короткой дистанции в 40–50 м, и перестроить тело так, чтобы создать необходимые условия для толчка.

Отталкивание совершается в тот момент, когда спортсмен после разбега касается толчковой конечностью планки. Это самая значимая и наименее контролируемая составляющая прыжка. Преимущественно его успешность зависит от того, как точно и правильно были произведены действия, которые предшествовали толчку.

Ознакомьтесь с правилами и техникой бега с барьерами.

При отталкивании прямая толчковая конечность помещается на планку с перекатом с пятки на полную стопу. После чего осуществляются её сгибание, разгибание в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и резкое вынесение вперёд.

Видео: прыжок в длину с разбега

Синхронно с тем, как выносится толчковая конечность, происходит выведение одноименной руки. Вторая рука уходит в сторону и назад. Поведение в полёте может быть разным.

Сегодня в спорте применяются 3 способа прыжков с разбега в зависимости от движений в полёте:

  1. «Ножницы» (наиболее популярная).
  2. «Прогнувшись».
  3. «В шаге» или «Согнув ноги» (наиболее простая).

Рассмотрим, каковы особенности каждой из этих техник после осуществления разбега и отталкивания, а также как производятся прыжки с места.

«В шаге»

Эта техника является наиболее простой и древней. Если человек задумывается о том, как научитьсяпрыжкам на длинные дистанции, то ему придётся начать с изучения данного способа.

Технику коротко можно описать следующим образом. После того как спортсмен отталкивается от планки, он принимает положение в шаге. После чего осуществляется опускание маховой ноги, подтягивание к ней толчковой и лёгкий наклон корпуса вперёд.

Из этой позы делается выравнивание нижних конечностей в коленях и синхронное отведение верхних конечностей вниз и назад. Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения
После этого осуществляются подъём, выравнивание и выбрасывание ног с резким отведением рук назад. При соприкосновении с песком прыгун для сохранения равновесия сгибает колени и выводит вперёд руки.

Важно! Чтобы освоить наиболее простую технику «согнув колени», следует пройти общую прыжковую подготовку и познакомиться с методикой обучения технике бега на короткие дистанции.

«Прогнувшись»

Эта техника более сложная и требует дополнительной подготовки спортсмена. Сегодня она наиболее популярна в женских соревнованиях. Суть её заключается в том, что прыгун после толчка принимает положение «в шаге».

Корпус направлен вперёд, толчковая нога — прямая, расположена сзади. Маховая конечность в согнутом состоянии вынесена бедром вперёд, а руки с согнутыми локтями устремлены вверх.

После чего маховая конечность опускается вниз, синхронно с толчковой заводится назад. Тело при этом прогибается в пояснице, таз заводится вперёд, а плечи — назад.

Следующий этап полёта — сгибание коленей и подведение их к груди. Затем идёт резкое выпрямление нижних конечностей и отведение рук назад. После приземления нижние конечности сгибаются, а руки выводятся вперёд и в стороны.
Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения

«Ножницы»

Сложная техника, выполнение которой требует от прыгуна скорости и силы. Её особенность в том, что в полёте прыгун продолжает совершать беговые движения ногами, словно он бежит по воздуху. Например, если длина прыжка составляет 8 м, то атлету удаётся произвести в воздухе 3,5 шага.

Технически это выглядит следующим образом: прыгун после толчка принимает позицию «в шаге», после чего маховая конечность выравнивается и уходит вниз, сгибается в колене и заводится назад. Одновременно делается сгибание в колене и забрасывание вперёд толчковой конечности.

После этого толчковая конечность уходит вниз, а одноимённая рука забрасывается вверх и вперёд. Маховая конечность выводится вперёд, а одноимённая рука заводится вперёд и в сторону. Таким образом осуществляется 2 шага.

Перед касанием с песком конечности сгибаются и подтягиваются к груди, а затем с усилием выбрасываются вперёд.
Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполненияА — способом «согнув ноги»; Б — способом «ножницы»

С места

Чтобы прыгнуть с места, спортсмену необходимо принять исходную позицию: прямая спина, расправленные плечи, прямые руки слегка заведены назад, ступни на уровне плеч, стойка у стартовой полосы. Затем нужно слегка согнуть конечности в коленях.

Отталкивание производится следующим образом:

  1. Совершить резкое выбрасывание рук.
  2. Осуществить подтягивание тазобедренной части конечностей.
  3. Распрямить колени.
  4. Сделать толчок и оторвать стопы от земли.

Читайте подробнее о том, как правильно прыгать в длину с места.

Полёт происходит так:

  1. Подтянуть колени к груди.
  2. Тело выровнять в линию.
  3. Руки опустить.
  4. Стопы завести вперёд.

Приземление:

  1. Выбросить руки вперёд.
  2. Согнуть колени.

Видео: техника выполнения прыжков в длину с места

Тройной прыжок предполагает исполнение всех составляющих плюс подпрыгивание.

Проще говоря, он осуществляется следующим образом: разбег — отрыв — полёт — приземление — подпрыгивание — отрыв — полёт — приземление — подпрыгивание — отрыв — полёт — приземление.

Приземление происходит на ту конечность, которой был совершён толчок от планки.

Как увеличить длину прыжка

Прыжки оцениваются по 3 факторам:

  • скорость движения при разбеге;
  • сила толчка;
  • точность приземления.

Первые 2 фактора оказывают непосредственное влияние на дальность. Развивая предельную скорость и прилагая максимальную силу при отталкивании, можно добиться хорошего полёта и приземления в наиболее дальней точке.

В свою очередь, хорошей скорости и отличного толчка можно добиться тренировками нижних конечностей, в частности наиболее эффективными способами являются приседы с утяжелением и без, прыжки в высоту с утяжелением, прыжки через препятствия и с места, запрыгивания на вертикальные поверхности, бег с рывком на дистанцию 50 м.

Также у человека, рассчитывающего далеко прыгать, должен быть оптимальный вес тела. Кроме скорости и отталкивания, на дальность прыжка также оказывает влияние отточенная техника его исполнения. Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения
Проще говоря, нужно чётко знать и придерживаться указаний по тому, где должны находиться ноги на каждом этапе прыжка, где руки, где таз и где корпус.

Чтобы овладеть правильной техникой, следует выполнять следующие упражнения:

  1. Сделать 1 шаг при разбеге и оттолкнуться, выводя таз вперёд и поднимая маховую ногу. Если отталкивание производится правой ногой, то вперёд должна быть вынесена правая рука, а левая отведена назад. Если отталкивание делается левой ногой, то производится выбрасывание левой руки.
  2. При разбеге сделать 2–3 шага, приземляясь на маховую конечность. Сделать прыжок «в шаге».
  3. Осуществлять прыжки с 2–3 шагов разбега, перепрыгивая горизонтальную планку или другое препятствие высотой 40–60 см.
  4. Осуществлять прыжки с 2–3 шагов разбега, доставая коленом, головой, рукой предмет, который висит немного дальше, чем точка толчка.
  5. Осуществить пробежку по разбегу с постепенным увеличением скорости. Толчок делать в ходе последнего шага, с усилием выталкивая вперёд таз.
  6. Сделать короткий разбег. Оттолкнуться и приземлиться на маховую конечность, а затем сделать пробежку по песку.
  7. Принять упор на руках на параллельных брусьях либо повиснуть на перекладине. Делать движения, имитирующие движения нижних конечностей, находящихся в полёте впереди.
  8. Прыгать с места на обеих конечностях, подтягивая колени к груди, минуя препятствие.Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения
  9. Прыгать с места, отталкиваясь одной конечностью.
  10. Производить прыжки после короткого разбега, меняя позиции нижних конечностей в полёте.
  11. Прыгать в длину разными способами с невысокой поверхности, осуществляя короткий и средний разбег.
  12. Сделав короткий разбег, прыгнуть, приземлившись в заранее намеченное место с выпрямленными ногами, опущенными вниз и отведёнными назад руками.
  13. Прыгнуть, осуществив короткий разбег, в заранее намеченное место с приземлением на ягодицы.
  14. Сделать пробежку в 3–5 шагов и прыгнуть, осуществив приземление на 2 конечности сначала в положение первого «шага», а затем в положение второго «шага».
  15. Прыгать различными способами, стараясь развить максимальную скорость непосредственно перед отталкиванием.

Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения

Техника безопасности

Перед тем как осуществлять прыжки в длину, необходимо позаботиться о технике безопасности:

  1. Проверить, достаточно ли глубоко и хорошо вскопана яма для приземления, а также тщательно ли взрыхлён песок.
  2. Проверить, нет ли в песке инородных предметов (стёкол, камней и т. п.), которые могут травмировать прыгуна после приземления.
  3. При осуществлении состязаний на стадионах места финиша следует размещать подальше от ямы.
  4. Необходимо следить за тем, чтобы посторонние люди не пересекали дорожку, по которой делает разбег спортсмен.
  5. Яму для приземления нельзя располагать вблизи стен, опор и т. п.
  6. Прыжки осуществлять лишь после проведения разминки.

Важно! Совершая прыжки в длину, атлеты часто получают следующие травмы: растяжения и вывихи плеча, ушибы коленей, растяжения подколенных связок. Чтобы их избежать, нужно чётко изучить и правильно выполнять технику прыжков.

Нормативы

В 2018 году закреплены следующие нормативы ГТО для прыжков с места:

Пол и возраст Нормы для получения бронзового значка, см Нормы для получения серебряного значка, см Нормы для получения золотого значка, см
Женщины 18–24 лет 170 180 195
Мужчины 18–24 лет 215 230 240
Женщины 25–29 лет 165 175 190
Мужчины 25–29 лет 225 230 240
Женщины 30–34 лет 160 170 185
Мужчины 30–34 лет 220 225 235
Женщины 35–39 лет 150 165 180
Мужчины 35–39 лет 210 215 225

Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения

Правила соревнований

  1. Размеры дорожки, по которой прыгуны разбегаются, должны соответствовать ширине 122–125 см и длине 40 м. Ширина ограничительных линий — 5 см.
  2. Величина деревянного бруска для толчка: ширина — 1,98–2,02 см, длина — 121–122 см, толщина — 1 см. Способ установки — в землю, на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега.

    Цвет окрашивания бруска — белый.

  3. Удалённость бруска от ямы: в прыжках в длину — 1–3 м, в тройном прыжке: для мужчин — не менее 13 м, для женщин — не менее 11 м. От отдалённого конца ямы: в прыжках в длину — 10 м, в тройном прыжке — не менее 21 м.

  4. За окончанием бруска, совпадающим с «линией измерения», нужно установить фиксатор заступа в виде планки, покрытой пластилиновым слоем длиной 121–122 см и шириной 0,98–1,02 см. Если организуются состязания второго плана, то роль фиксатора заступа выполняет полоска увлажнённого песка.

  5. Брусок для толчка следует оградить по бокам линиями белого цвета шириной 1 см и длиной 0,5 м каждая. На них, на отрезке 0,1 м от концов бруска, следует установить указатели в виде прямоугольников размерами 20 на 25 см. Их лицевую сторону нужно покрасить в белый цвет с чёрной полосой под углом 45 градусов и расположить в сторону разбега.

  6. Ширина ямы, куда прыгун будет приземляться, — 275–300 см.
  7. Состояние песка в яме — увлажнённое, разрыхлённое. Поверхность песка не выступает за уровень дорожки, по которой происходит разбег.
  8. Длина прыжка меряется сантиметровой рулеткой по прямому отрезку от точки толчка до начала следа, который прыгун оставил в песке.

  9. Результат будет зафиксирован, если прыгун после касания с песком и подъёма отойдёт вперёд либо в сторону.
  10. Не засчитается прыжок, если атлет после касания с песком пройдёт в сторону бруска для толчка; приземлится не в границах ямы; произведёт заступ; сделает неправильную смену ног при осуществлении тройного прыжка.

  11. Каждый прыгун, участвующий в состязаниях, может совершить 6 попыток, если спортсменов-участников не более 8, и 3 попытки, если в соревнованиях принимает участие больше 8 человек, то есть в ходе квалификационного отбора. На выполнение каждой попытки даётся 60 секунд.

  12. В ходе квалификационного отбора отбираются 8 участников с наилучшей результативностью. В ходе основных соревнований они совершают 3 попытки, чтобы выйти в финальную часть.
  13. Оценивание спортсменов осуществляет судейская бригада в количестве 3 человек: старший судья, судья-измеритель, секретарь.

Рекорды

В этом пункте мы подобрали для вас сведения о спортсменах, поставивших мировые и олимпийские рекорды, прыгая на длинные дистанции.

Рекорд Дальность прыжка, см Фамилия, имя спортсмена Страна, которую представлял Дата фиксации Место фиксации
Соревнования среди мужчин Мировой (на стадионе) 895 Майк Пауэлл США 30.08.1991 Токио
Мировой (в помещении) 879 Карл Льюис США

Источник: https://lifegid.com/bok/3458-pryzhki-v-dlinu-tehnika-vypolneniya-vseh-vidov.html

Sportbox.by

Данная программа для увеличения прыжка, одна из самых популярных на сегодняшний день. Пройдя полный курс, высота прыжка увеличится на 15-30 см. Весь курс составляет 12 недель. Выполнять его нужно  5 раз в неделю. Во время 3-х месячных тренировок, необходим полноценный сон, а также правильное питание.

Прыжок в длину с возвышения: работающие мышцы и техника выполнения

  • Первое упражнение для увеличения прыжка – это РАЗОГРЕВ.

Для этого подойдут прыжки со скакалкой, бег, бег на месте и др., в течение нескольких минут.

  • Второе упражнение для увеличения прыжка – это РАСТЯЖКА.

Необходимо выполнять растяжку на все группы мышц, которые используются в прыжковом комплексе, чтобы максимально уменьшить возможность получения травм. Так, например икры мы растягиваем упражнениями, которые похожи на степ-апы.

Выполняем их следующим образом: ставим сначала одну ногу на книгу либо на лестницу и стараемся дотянуться до пола пяткой, затем меняем ногу и делаем тоже самое. Переднюю бедренную мышцу растягиваем, ставя на стул или на стол ногу, и наклоняем корпус к этой ноге.

Подколенную мышцу растягиваем обычными наклонами.

  • Третье упражнение для увеличения прыжка – это ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ.

Выполнение упражнения: Ноги ставим на ширине плеч. Прыгаем вверх максимально высоко. Затем, опустившись, приседаем где-то на четверть и опять прыгаем вверх.

Самое главное, на что нужно обратить свое внимание во время выполнения этого упражнения – это скорость. Время, которое вы проводите на земле, должно составлять доли секунд.

Также необходимо следить за тем, чтобы передняя бедренная мышца напрягалась сильнее, чем икры. Перерыв между подходами 3-4 мин.

  • Четвертое упражнение для увеличения прыжка – это ПОДЪЕМЫ НА НАСКАХ.

Выполнение упражнения: Становимся так, чтобы пятки не дотрагивались до пола, для этого подойдет лестница, толстая книга (не меньше 10 см) или любой другой предмет.

Поднимаемся на одной ноге максимально высоко, используя только икры, потом на другой ноге. Главное в этом упражнении – это не сгибать ноги в колене для того, чтобы нагрузка максимально шла на икры.

Отдыхаем между подходами 20-30 секунд.

  • Пятое упражнение для увеличения прыжка – это СТЕП-АПЫ.

Выполнение упражнения: Ставим одну ногу на возвышение (скамейка, стул) и отталкиваемся опорной ногой вверх. В воздухе меняем ногу и делаем тоже самое. Отдыхаем 3-4 минуты между подходами.

  • Шестое упражнение для увеличения прыжка – это ПРЫЖКИ НА НОСКАХ.

Выполнение упражнения: Стоя на полу, держа прямые ноги, прыгаем вверх, максимально высоко используя только мышцы икр.

Главное на что следует обратить внимание в этом упражнении  это то, чтобы выпрыгивания были максимально высокими, а время, проводимое на земле – минимальным.

Чем быстрее происходит отталкивание от земли – тем лучше. Ноги не должны сгибаться в коле. Отдых между подходами составляет – 60 секунд.

  • Седьмое упражнение для увеличения прыжка – это ВЫЖИГАНИЯ.

Выполнение упражнения: Техника этого упражнения похожа на технику предыдущего упражнения. Стоя на прямых ногах, делаем выпрыгивания, задействую только икры. Каждый прыжок должен составлять 1-3 см, а скорость выполнения упражнения – максимально быстрой. Пятки не должны касаться пола. Упражнение получило такое название из-за того, что во время его выполнения в икрах чувствуется жжение.

  • Восьмое упражнение для увеличения прыжка – это РАССЛАБЛЕНИЕ (РАСТЯЖКА).

Данную программу для увеличения прыжка следует делать 5 раз в неделю (12 недель). Лучше всего ее выполнять во время пика работы мышц, где-то в 13-15 часов дня.

  • 1 неделя: прыжки в высоту 1х50 (это значит одна серия по 50 раз), подъемы на носках 2х10, степ-апы 2х10, прыжки на носках 2х15, выжигания 1х50.
  • 2 неделя: прыжки в высоту 1х100, подъемы на носках 2х20, степ-апы 2х15, прыжки на носках 2х20, выжигания 1х100.
  • 3 неделя: прыжки в высоту 1х125, подъемы на носках 2х25, степ-апы 2х15, прыжки на носках 2х25, выжигания 1х150.
  • 4 неделя: прыжки в высоту 1х150, подъемы на носках 2х30, степ-апы 2х20, прыжки на носках 2х30, выжигания 1х200.
  • 5 неделя: прыжки в высоту 2х100, подъемы на носках 2х35, степ-апы 2х20, прыжки на носках 2х35, выжигания 1х250.
  • 6 неделя: прыжки в высоту 2х125, подъемы на носках 2х40, степ-апы 2х25, прыжки на носках 2х40, выжигания 1х300.
  • 7 неделя: прыжки в высоту 2х150, подъемы на носках 2х45, степ-апы 2х25, прыжки на носках 2х45, выжигания 1х350.
  • 8 неделя: прыжки в высоту 2х200, подъемы на носках 2х50, степ-апы 2х30, прыжки на носках 2х50, выжигания 1х400.
  • 9 неделя: прыжки в высоту 2х250, подъемы на носках 2х55, степ-апы 2х30, прыжки на носках 2х55, выжигания 1х450.
  • 10 неделя: прыжки в высоту 2х300, подъемы на носках 2х60, степ-апы 2х35, прыжки на носках 2х60, выжигания 1х500.
  • 11 неделя: прыжки в высоту 2х350, подъемы на носках 2х65, степ-апы 2х35, прыжки на носках 2х65, выжигания 1х550.
  • 12 неделя: прыжки в высоту 2х400, подъемы на носках 2х70, степ-апы 2х40, прыжки на носках 2х70, выжигания 1х600.

Лично я рекомендую каждому сделать таблицу в тетрадке или на простом листе, в которую нужно записывать изменения прыжка после каждой недели. Это делается для наблюдения за вашим прогрессом. Помимо слежения за улучшением прыжка эти записи дадут вам дополнительный стимул, а также это уменьшит вероятность преждевременного прекращения выполнения этого прыжкового комплекса.

И еще один момент, на который следует обратить свое внимание это  то, что максимальный прыжок будет достигнут только после 4-5 дней отдыха от комплекса. За этот промежуток времени мышцы окончательно восстановятся и будут свежими.

И не делайте преждевременных выводов, даже если прыжок на первых неделях не будет расти. Главное – доделать прыжковый комплекс до конца, а после этого ваши «преждевременные выводы»  просто исчезнут.

  1. Верьте в себя и не пропускайте тренировок, тогда все получится!
  2. Terro, специально для «Сайта о спорте» sportbox.by
  3. фото:flickr.com; by Ed Yourdon

Вы можете оставить комментарий.

Источник: http://sportbox.by/fizicheskie-uprazhneniya/uprazhneniya-dlya-uvelicheniya-pryzhka.html

Урок: "Прыжок в длину с места. Упражнения для подготовки к зачету и улучшения результата"

Прыжок в длину с места или с разбега

Данные контрольные упражнения характеризуют уровень развития скоростно-силовых способностей мышц ног. Иными словами, успешными в этом тесте будут те, кто обладает так называемой «взрывной силой», те, кто способен проявить максимальную мощность в кратчайшее время.

Прежде чем приступать к серьезным тренировкам, нужно укрепить свод стопы и мышцы бедер. Для этого подойдут следующие упражнения:

  1. Прыжки через скакалку с разными вариантами вращений: вперед, назад, скрестно. Выполнять прыжки как на двух ногах, так и поочередно на правой и на левой.

  2. Ходьба и бег по песку или вязкому грунту.

  3. Ходьба и бег в гору и с горы.

  4. Прыжки на правой (левой) ноге с небольшим продвижением вперед.

  5. Многоскоки.

  6. Выпрыгивания вверх из полного приседа.

  7. «Берпи». И.п. – о.с.1 – упор присев;2 – упор лежа;3 – упор присев;

    4 – прыжок вверх, руки вверх, хлопок над головой.

  8. Приседания. Опускаться вниз нужно до положения, когда бедра находятся параллельно полу, угол в коленном суставе должен быть 90°, а проекция колен располагаться на уровне носков. При этом выпрямляться нужно быстрее, чем опускаться.

  9. Ходьбы выпадами.

  10. Ходьба и бег на носках.

Методика тренировки

На наш взгляд, наиболее эффективным методом увеличения взрывной силы является «ударный метод», разработанный Ю.В. Верхошанским. Его суть состоит в том, чтобы стимулировать мышцы ударным растягиванием, предшествующим активному усилию.

При этом используется не отягощение, а кинетическая энергия, накопленная при свободном падении с определенной высоты. Во избежание травм следует предусмотреть ограничитель, блокирующий движение по инерции на расстояние большее, чем это требуется.

Это могут быть скамейки, столы, возвышения, барьеры, натянутые ленты.

Каждое упражнение выполняется сериями. Оптимальное количество серий – не более четырех по 10 раз для подготовленных спортсменов и две-три серии по 5–8 раз для менее подготовленных. Отдых между сериями – 1,5–2 мин. Заполняйте его легким бегом или упражнениями на расслабление.

Проводить занятия по ударному методу тренировки следует не чаще 1–2 раз в неделю. В занятия можно также включать специальные силовые упражнения для других групп мышц и общеразвивающие упражнения в небольшом объеме.

Прыжки по отметкам

В качестве отметок можно использовать линии, нарисовать квадраты для приземления, обозначить их лентами и т.п. Выполняя прыжки, ученики должны стараться делать так, чтобы каждый раз приземляться в обозначенные зоны. Расстояние между ними очень важно и определяется в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности.

При этом выполнение последнего прыжка должно требовать от участника больших, около максимальных условий. Например, ученик имеет личный рекорд в прыжке в длину с места – 185–190 см.

Для выполнения задания: десять последовательных прыжков в длину с места – расстояние между первыми зонами приземления у него будет 150 см, а от девятой до десятой отметки – 180 см.

Примеры заданий:

  1. Прыжки на правой (левой) ноге.

  2. То же спиной вперед.

  3. То же правым боком по ходу движения.

  4. То же левым боком по ходу движения.

  5. Прыжки на двух ногах.

  6. То же спиной вперед.

  7. То же правым боком по ходу движения.

  8. То же левым боком по ходу движения.

  9. Прыжки из полуприседа.

  10. Прыжки из полного приседа.

  11. Многоскоки (прыжки с одной ноги на другую).

Прыжки через барьеры

В этих упражнениях важно не только расстояние между барьерами, но и их высота. Оба этих фактора определяются в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности участников.

Чем выше высота барьеров, тем меньше расстояние между ними должно быть. Если у младших школьников больший акцент делается на расстоянии между препятствиями, то в старшем – на высоте прыжков.

Так же, как и в прыжках по отметкам, расстояние до последнего барьера (и/или его высоту) можно немного увеличить.

Примеры заданий:

  1. Прыжки на правой (левой) ноге.

  2. То же спиной вперед.

  3. То же правым боком по ходу движения.

  4. То же левым боком по ходу движения.

  5. Прыжки на двух ногах.

  6. То же спиной вперед.

  7. То же правым боком по ходу движения.

  8. То же левым боком по ходу движения.

Прыжки через скамейку

Использование в занятиях скамейки позволяет наиболее эффективно применять ударный метод, так как большинство упражнений выполняются после так называемого прыжка в глубину (спрыгивания с препятствия). При выполнении прыжков через скамейку нужно следовать следующим рекомендациям:

  1. Начинать следует с небольшой высоты, постепенно доводя ее до оптимальной.

  2. Первоначальные прыжки должны быть направлены вверх-вперед и лишь после достаточной подготовки только вверх.

  3. Не выполняйте упражнения при болях в мышцах, а также после недавно перенесенных травм.

Примеры заданий:

  1. И.п. – стоя справа от скамейки. Напрыгнуть на скамейку, спрыгнуть слева от нее и тут же напрыгнуть снова, спрыгнуть справа и т.д.

  2. То же, выполняя прыжки на правой ноге.

  3. То же на левой ноге.

  4. И.п. – стоя слева от скамейки. Напрыгнуть на скамейку, спрыгнуть справа от нее и тут же напрыгнуть снова, спрыгнуть слева и т.д.

  5. То же, выполняя прыжки на правой ноге.

  6. То же на левой ноге.

  7. «Горнолыжник». И.п. – стоя справа от скамейки. Перепрыгнуть через скамейку, приземлиться слева от нее и тут же перепрыгнуть вправо и т.д.

  8. То же, выполняя прыжки на правой ноге.

  9. То же на левой ноге.Хорошо физически подготовленным ученикам можно предложить выполнять данные упражнения еще и спиной вперед.

  10. И.п. – стойка ноги врозь, скамейка между ногами. Напрыгнуть на скамейку, тут же спрыгнуть и снова запрыгнуть. Выполнять с небольшим продвижением вперед.

  11. То же спиной вперед.

  12. И.п. – стойка ноги врозь, скамейка между ногами. Выпрыгнуть вверх, сделать хлопок ногами над скамейкой, приземлиться в положение стойки ноги врозь, скамейка между ногами, тут же повторить задание и т.д. Выполнять с небольшим продвижением вперед.

  13. То же спиной вперед.

Скамейки можно использовать и в качестве барьеров, поставив перед учениками задачу перепрыгивать не через одну, а через несколько скамеек, расположив их на оптимальном расстоянии, которое зависит еще и от того, можно ли будет на них запрыгивать. Также можно увеличить и высоту последней скамейки или поставить более высокое препятствие, например стол.

Примеры заданий:

  1. Прыжки на двух ногах, каждый раз запрыгивая на скамейки и спрыгивая с них.

  2. То же на правой (левой ноге).

  3. И.п. – стоя правым боком к скамейкам. Прыжки на двух ногах, каждый раз запрыгивая на скамейки и спрыгивая с них.

  4. То же на правой (левой) ноге.

  5. И.п. – стоя левым боком к скамейкам. Прыжки на двух ногах, каждый раз запрыгивая на скамейки и спрыгивая с них.

  6. То же на правой (левой) ноге.

  7. Прыжки на двух ногах, перепрыгивая через скамейки.

  8. То же на правой (левой) ноге.

  9. И.п. – стоя правым боком к скамейкам. Прыжки на двух ногах, перепрыгивая через скамейки.

  10. То же на правой (левой) ноге.

  11. И.п. – стоя левым боком к скамейкам. Прыжки на двух ногах, перепрыгивая через скамейки.

  12. То же на правой (левой) ноге.

  13. Прыжки на двух ногах, выполняя хлопки ногами над скамейками.

Упражнения с отягощениями

В качестве дополнительного средства по развитию скоростно-силовых способностей мышц бедра можно использовать приседания и выпрыгивания с отягощениями. При этом если для выполнения прыжков вес отягощений должен быть небольшим, то для выполнения приседаний – 75–90 % от максимального. Техника выполнения приседаний уже была описана выше.

Опускаться вниз нужно до положения, когда бедра находятся параллельно полу, угол в коленном суставе должен быть 90°, а проекция колен располагается на уровне носков. При этом выпрямляться нужно быстрее, чем опускаться. Выполнить 3 серии по 6–10 раз. Отдых между сериями – 1,5–2 мин., при этом отдых должен быть активным.

Можно использовать ходьбу, лучше – по лестнице.

Другим подспорьем в тренировке могут стать занятия по системе «Изотон», которую разработали В.Н. Селуянов и Е.Б. Мякинченко. Ее суть состоит в том, что силу нужно тренировать в анаэробном режиме, то есть без доступа кислорода. Следует во время выполнения упражнения ограничить кровоток в работающих мышцах.

Достигается это без фазы расслабления во время упражнения. Например, в приседаниях не следует выпрямлять полностью ноги, а также не следует опускаться в глубокий присед: ноги должны сгибаться и разгибаться в диапазоне 110–125°.

При этом вес отягощения может быть небольшим, что никак не навредит детскому организму.

Выполняя упражнения по системе «Изотон» нужно придерживаться следующих принципов:

  1. Упражнения должны носить локальный характер, одновременно в работу вовлекается небольшая масса мышц.

  2. Напряжение мышц должно быть в пределах 30–60 % от максимального. Режим сокращения мышц – изотонический, статодинамический или статический, то есть без расслабления мышц. Это достигается медленным темпом движений, их плавностью, но постоянным поддерживанием напряжения мышц.

  3. Упражнения выполняются «до отказа», то есть невозможности его продолжать из-за боли в мышцах или неспособности преодолеть сопротивление. Важно рассчитать вес отягощения так, чтобы точка отказа наступала в диапазоне 40–70 сек. после начала упражнения.

    Если утомление не наступило – значит, мышцы получили кровоток и необходимое для них расслабление.

    Если отказ произошел раньше, это свидетельствует о том, что степень напряжения мышц была очень высокой – выше 60 % от максимального; значит, нужно уменьшить отягощение.

  4. Упражнения выполняется сериями: три серии на каждую группу мышц. Отдых между подходами достаточно продолжительный – 5–8 мин. Он заполняется стретчингом или ходьбой низкой интенсивности (можно по лестнице).

    Один раз в неделю можно использовать так называемые «суперсерии». Выполнив упражнение один раз, ученик после очень непродолжительного отдыха (30–60 сек.) выполняет второй подход, и так же после короткой паузы (на фоне недовосстановления) еще раз.

    Отдых между суперсериями еще больше – 10–12 мин.

  5. Во время выполнения упражнений все внимание должно быть сосредоточено на работающих мышцах.

  6. Дыхание осуществляется строго через нос, глубокое с максимальным использованием диафрагмы.

Примеры заданий:

Для развития скоростно-силовых качеств мышц ног лучше всего подойдет выполнение приседаний с небольшим отягощением на плечах. Начинающие могут выполнять их и без отягощений, строго следуя технике выполнения и принципам системы. Важно учитывать и то, что система рассчитана на абсолютно здоровых людей, не имеющих никаких отклонений в деятельности сердечно-сосудистой системы!

Источник: https://infourok.ru/urok-prizhok-v-dlinu-s-mesta-uprazhneniya-dlya-podgotovki-k-zachetu-i-uluchsheniya-rezultata-1776641.html

Мосеев А.Л. Особенности использования средств и методов тренировки прыгунов в длину на различных этапах подготовки

Методическая разработка

Особенности использования средств и методов тренировки прыгунов в длину на различных этапах подготовки

Существует множество учебников и методических пособий, описывающих особенности построения учебно-тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в прыжках в длину.

Не повторяя их содержания, мне хотелось бы кратко изложить свой взгляд на обучение этому виду легкой атлетики, на использование средств и методов тренировки для разностороннего развития физических качеств спортсменов и достижения максимального результата.

Все приведенные рекомендации основаны на собственном многолетнем опыте подготовки спортсменов, специализирующихся в прыжках в длину, на результатах тестирований, проводимых на различных этапах подготовки.

Эти методические рекомендации могут помочь начинающим тренерам-преподавателям оптимизировать учебно-тренировочный процесс и добиться высоких спортивных результатов.

Отбор учащихся и основные задачи учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки

Набор учащихся в группы начальной подготовки лучше всего проводить в возрасте 9 лет. Основное, на что следует обратить внимание – это способность детей к развитию быстроты. Для тестирования можно использовать три упражнения:

  1. Бег 30 метров с высокого старта
  2. Прыжок в длину с места
  3. Тройной прыжок с места

В течение первого года занятий дети тренируются три раза в неделю по 90 минут. Через год целесообразно провести такое же тестирование и сравнить прирост результатов. Если прирост составляет 10% и более, то это хороший показатель для дальнейшей специализации в прыжках в длину.

Основными задачами учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки являются:

  1. Развитие быстроты движений
  2. Укрепление суставов и увеличение силы мышц
  3. Развитие прыгучести

На этапе начальной подготовки целесообразно отдавать предпочтение игровому методу тренировки, регулярно включая в учебно-тренировочный процесс подвижные игры и эстафеты. Этот метод также позволяет юным спортсменам выполнять большое количество заданий без угрозы переутомления.

На этапе начальной подготовки начинается изучение элементов техники прыжка в длину.

Общая физическая подготовка прыгунов в длину

Главной задачей общей физической подготовки спортсменов является создание мышечного корсета, укрепление мышц туловища и ног.

Условно упражнения, используемые для общей физической подготовки спортсменов, можно разделить на упражнения с различными отягощениями и без отягощений – упражнения с весом собственного тела или с партнером: упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, косых мышц туловища, груди, а также мышц передней и задней поверхности бедра, приводящих и отводящих мышц.

Ниже приведен комплекс упражнений с отягощением (с «блином») 5 кг.

  1. И.п. основная стойка, поднять прямые руки с блином вверх. Упражнение выполняется 10-12 раз, 3-5 серий.
  2. И.п. основная стойка, блин на согнутых руках за головой. Выполнить наклон вперед до положения, при котором туловище параллельно опоре (полу). Добиваться того, чтобы учащиеся держали спину прямо. Упражнение также выполняется 10-12 раз, 3-5 серий, в зависимости от уровня подготовки.
  3. И.п. основная стойка, блин на согнутых руках за головой. Выполнить наклоны вправо и влево, по 8-10 раз в каждую сторону, 3-5 серий.
  4. И.п. основная стойка, блин перед грудью на согнутых руках. Выполнить повороты туловища вправо и влево, по 8-10 раз в каждую сторону, 3-5 серий.
  • Для укрепления мышц туловища могут также использоваться упражнения с гантелями, амортизаторами, набивными мячами, упражнения в парах с партнером и пр.
  • Специальная физическая подготовка прыгунов в длину
  • Результат в прыжках в длину зависит от скорости разбега, быстроты отталкивания, угла вылета и техники приземления.

Скорость определяется частотой движений при оптимальной длине шага. Для развития частоты движений используются невысокие поролоновые препятствия высотой около 10 см, которые расставляются на расстоянии 1м. 25см. – 1м. 50см. (укороченная расстановка). Учащимся дается установка на выполнение ускорения с максимальной скоростью.

Для развития скорости также используются многоскоки с подбежки 4-6 шагов, и специальные упражнения прыгунов в длину – прыжки в шаге через шаг и в шаге через три беговых шага с подбежки.

В качестве силовых упражнений для развития мышц ног применяют ходьбу выпадами, в том числе с отягощениями различного веса, и приседания с последующим выпрыгиванием вверх.

Развитие прыгучести является одной из первостепенных задач в тренировке прыгунов в длину. Для достижения этой цели используются прыжки в глубину (прыжки с небольшого возвышения вниз с последующим выпрыгиванием вверх), все виды прыжковых упражнений на ровной поверхности и прыжки на наклонной плоскости.

Прыжок в длину требует высокого уровня развития координационных способностей учащихся. Для развития координации можно использовать следующие упражнения:

  1. Бег с высоким подниманием бедра с акцентом на правую ногу (правая нога поднимается на 90 градусов, левая примерно на 45). То же упражнение выполняется на левую ногу.
  2. Бег с захлестыванием голени с акцентом на правую и левую ногу.
  3. К этим упражнениям добавить одновременное вращение рук вперед, назад и в разные стороны.

В качестве тренировки вестибулярного аппарата эффективным средством является бег с ускорением по прямой на отрезках 30-50 метров сразу после выполнения одного-двух кувырков вперед.

В качестве средств специальной физической подготовки используются прыжки и прыжковые упражнения: многоскоки, прыжки в шаге через шаг на удобную и неудобную ноги, прыжки в шаге через три беговых шага, смешанные бег и прыжки (подбежка, затем пятерной многоскок с переходом в ускорение 20-30 метров), бег через поролоновые препятствия высотой 10 см., которые позволяют задать фиксированную длину шага. В зависимости от задач тренировки расстановка может варьироваться от 1м. 25 см. (при развитии частоты движений) до 2м. 30см. Для развития быстроты ставятся 10-15 препятствий с укороченной расстановкой. Скорость пробегания должна быть максимальной.

В недельном микроцикле целесообразно по понедельникам, средам и пятницам включать в учебно-тренировочное занятие «мягкие» прыжки и упражнения для укрепления мышц стопы: подскоки, «пружинку», бег на прямых ногах, прыжки в одновременным отталкиванием двумя ногами от пола (стопы параллельно друг другу, ноги должны быть выпрямлены в коленных суставах), укороченные прыжки (скачки) с ноги на ногу. По вторникам и субботам включаются более «жесткие» прыжки: многоскоки, прыжок в длину с места, тройной и пятерной прыжок с места, скачки на одной ноге.

Обучение и совершенствование техники прыжка в длину

Помимо развития скоростно-силовых качеств, необходимым условием для достижения высоких спортивных результатов в прыжках в длину является высокий уровень технической подготовки спортсменов. Для обучения и совершенствования техники прыжка в длину используются следующие упражнения:

  1. Прыжки в длину с места.
  2. Прыжки с маха с приземлением в выпад.
  3. Прыжки в длину с одного, трех, пяти и семи шагов разбега.

Основное внимание обращается на правильное выполнение учащимися полета «в шаге».

Для прыгунов в длину также очень важно овладеть ритмом разбега. Для этого используются поролоновые препятствия с разной расстановкой, чтобы была возможность менять длину шага во время бега.

Для увеличения скорости отталкивания эффективным средством являются прыжки с пониженной опоры. Для этого ставятся три плинта, каждый плинт ниже предыдущего.

Для более быстрого пробегания последних шагов разбега перед плинтами устанавливаются поролоновые препятствия высотой 10 см: последние 4 препятствия перед плинтами устанавливаются на расстоянии 1м. 30см. – 1м. 50см.

друг от друга, и следующие 4 препятствия на расстоянии 1м. 60см. – 1м. 90см.

Для совершенствования техники вылета «в шаге» выполняется упражнение прыжок «в шаге» с трех, пяти, семи и девяти шагов разбега.

Для обучения технике отталкивания и полета «в шаге» используются прыжки с повышенной опоры. Для этого перед ямой для приземления устанавливаются три плинта, последний самый высокий. Учащиеся выполняют подбежку 2-3 шага, пробегают по плинтам, отталкиваются с самого высокого плинта, выполняют вылет «в шаге» в последующим приземлением в низкий присед.

Завершая тему обучения и совершенствования техники прыжка в длину, подведем итог, перечислив наиболее важные средства тренировки, использование которых необходимо для достижения высоких спортивных результатов в этом виде легкой атлетики.

  1. Для развития скоростных качеств — упражнения для развития частоты движений:

Ускорения с использованием поролоновых препятствий с укороченной расстановкой

Чередование бега и прыжков: подбежка, 5 многоскоков через поролоновые препятствия с переходом в ускорение. Расстояние между препятствиями можно постепенно увеличивать в соответствии с уровнем подготовки спортсменов.

То же упражнение выполняется поочередно на правой и левой ноге

  1. Для увеличения силы отталкивания и оптимизации угла вылета «в шаге»:
  1. Прыжки «в шаге»
  2. Прыжки «в шаге» через один беговой шаг
  3. Прыжки «в шаге» через 3 и 5 беговых шагов
  1. Для совершенствования техники полета и приземления (все упражнения выполняются в яму для приземления):
  • Прыжок в длину с места
  • Прыжок с одного шага «в шаге», акцент на выполнение маха
  • Прыжок с трех беговых шагов с приземлением в присед, акцент на выполнение маха и техники приземления
  • Прыжок с семи беговых шагов

Прыжок с семи беговых шагов с фиксированной длиной шага (на разбег устанавливаются поролоновые препятствия высотой 10 см., расстановка препятствий на последних трех шагах чуть короче, чем в начале разбега.

Планирование учебно-тренировочного процесса прыгунов в длину в рамках годичного цикла

После трех лет занятий в спортивной школе в группах начальной подготовки спортсмены переходят в учебно-тренировочные группы.

Главной задачей тренера и спортсменов становится показание высоких результатов на соревнованиях городского и всероссийского уровня.

Годичный цикл подготовки делится на подготовительный, предсоревновательный и соревновательный периоды. Планирование недельных микроциклов в эти периоды имеет свои особенности.

При проведении занятий с учебно-тренировочными группами, независимо от периода подготовки, всегда необходимо продолжать работу, направленную на развитие скоростных качеств, а также повышать уровень общей физической подготовки спортсменов (укреплять мышцы брюшного пресса, спины и рук, передней и задней поверхности бедра).

Прыжковые упражнения, «мягкие» прыжки, такие, как подскоки, «пружинка», приставные шаги, бег на прямых ногах, применяются в начальной стадии подготовительного периода. По мере укрепления мышц спины в учебно-тренировочный процесс включаются многоскоки, прыжки в глубину, прыжки с наклонной плоскости через вертикальное препятствие.

Ниже приведен примерный план недельного микроцикла в подготовительный период:

  1. Пн. Упражнения для развития быстроты, общая физическая подготовка
  2. Вт. Упражнения для развития выносливости, «мягкие» прыжки
  3. Ср. Прыжки в глубину
  4. Чт. Отдых
  5. Пт. Многоскоки, прыжки с наклонной плоскости, упражнения для развития выносливости
  6. Сб. Прыжки в длину с 1, 3, 5, 7 шагов разбега
  7. Вс. Отдых

Примерный недельный микроцикл в предсоревновательный период:

  1. Пн. Прыжки в длину с укороченного разбега (с половины и ¾ длины обычного разбега)
  2. Вт. Специальные упражнения для прыжка в длину: прыжки в шаге через шаг, через три шага, имитация техники приземления в висе на перекладине
  3. Ср. Многоскоки, общая физическая подготовка
  4. Чт. Отдых
  5. Пт. Бег с фиксацией времени на отрезках 30, 50, 100 метров, упражнения на координацию
  6. Сб. Прыжки в длину с полного разбега
  7. Вс. Отдых

Примерный недельный микроцикл в соревновательный период:

  1. Пн. Специальные упражнения для прыжка в длину
  2. Вт. Спринтерский бег, техника низкого старта
  3. Ср. Прыжки в длину с полного разбега
  4. Чт. Отдых
  5. Пт. Предсоревновательная разминка
  6. Сб. Соревнования
  7. Вс. Отдых

Источник: http://manezh-spb.ru/informatsiya/methodical/moseev-metod

Анатомичсекий анализ прыжка в длину с места

Прыжок в длину с места — это сложное, локомоторное, ацикличное, симметричное движение, связанное с отталкиванием тела от опорной поверхности,, подбрасыванием его вверх и последующим приземлением. Этот вид прыжка наиболее прост для анатомического анализа, хотя он и является основным, а все другие (с разбегу тройной) — его разновидностями.

Прыжок в длину с места имеет четыре фазы: первая — подготовительная, вторая— толчок, третья — полет и четвертая — приземление..

Движения при прыжке обусловлены взаимодействием внешних и внутренних сил. Из внешних сил наибольшее значение имеют сила тяжести и сила реакции опоры, причем сила тяжести действует на протяжении всех фаз движения, а сила реакции опоры только в первой и четвертой фазах.

О.ц.т. тела при данном виде прыжка описывает параболу, траектория которой представляет собой равнодействующую двух сил: силы толчка и силы тяжести тела.

Сила толчка при прыжке в длину с места должна быть направлена примерно под углом 45° к горизонту (соответственно теоретическим расчетам в механике, так как движение тела в фазе свободного полета при прыжках можно рассматривать как движение любого тела, подброшенного под углом к горизонту).

Площадь опоры в разных фазах прыжка изменяется: в подготовительной фазе она наибольшая, так как образована площадью подошвенной поверхности стоп и площадью подошвенной поверхности расположенного между ними; к концу фазы толчка площадь опоры уменьшается в связи с тем, что с опорной поверхностью соприкасается лишь передний отдел стопы; в начале последней фазы — фазы приземления — площадь опоры также невелика, так как приземление происходит лишь на задний отдел стопы, а к концу этой фазы площадь опоры увеличивается, поскольку прыгун опирается полностью на обе стопы.

В связи с этим и степень устойчивости тела в каждой опорной фазе прыжка неодинакова: в первой и последней фазах устойчивость больше, чем во второй фазе. При этом в первой фазе более выражена устойчивость назад, а в последней — вперед.

Работа двигательного аппарата в первой фазе сводится к обеспечению позы и созданию наиболее выгодных условий для отталкивания. Чтобы отталкивание было сильным, о. ц. т. тела в начале его должен занимать наиболее низкое положение, а в конце — наиболее высокое. Кроме того, важным условием, повышающим силу отталкивания, является растягивание ведущих мышц, осуществляющих его.

В подготовительной фазе тело прыгуна находится в положении приседа. Под действием силы тяжести происходит сгибание в тазобедренном и коленном суставах, разгибание стоп. Туловище несколько наклонено вперед, руки разогнуты в локтевых суставах и отведены назад, пояс верхних конечностей опущен.

Данное положение обеспечивается напряжением мышц, не одноименных движениям в суставах, а их антагонистами. Так, на нижней конечности напряжены разгибатели бедра, разгибатели голени и сгибатели стопы. Они выполняют уступающую работу и находятся в растянутом состоянии. Параллельно поставленные на всю подошвенную поверхность стопы увеличивают растяжение мышц.

Отрыв пяточного отдела стопы уменьшает площадь опоры, ухудшает условия равновесия и не обеспечивает достаточного растягивания мышц

Туловище и голову удерживают мышцы-разгибатели позвоночного столба, которые также выполняют уступающую работу и находятся в растянутом состоянии.

Положение рук в локтевых суставах обеспечивается напряжением разгибателей предплечья (трехглавой мышцы плеча), а в плечевых — разгибателей плеча (дельтовидной, широчайшей мышцей спины, подлопаточной и др.). Отведенные назад руки растягивают мышцы-сгибатели плеча (грудные мышцы, двуглавую, клювовидно-плечевую).

Положение приседа, опущенный пояс верхних конечностей понижают о. ц. т. тела и растягивают мышцы, обеспечивающие последующее отталкивание.

Во второй фазе происходит отталкивание одновременно двумя ногами. Параллельное расположение стоп обеспечивает более равномерную передачу силы отталкивания через таз к о.ц.т. тела и позволяет в большей мере использовать мышцы подошвенной поверхности стоп.

При отталкивании происходят сгибание в голено-стопном суставе, разгибание в коленном и тазобедренном суставах, выпрямление туловища и резкий взмах выпрямленных рук вверх, что способствует повышению о.ц.т. тела. Нижние конечности, туловище и верхние конечности образуют почти прямую линию, и сила отталкивания передается по костной основе к о.ц.т. тела.

Ведущими мышцами при отталкивании являются: сгибатели стопы (мышцы подошвенной поверхности стопы, задней и наружной поверхностей голени), разгибатели в коленном суставе (четырехглавая мышца бедра), разгибатели в тазобедренном суставе (главным образом большая ягодичная мышца), мышцы-разгибатели позвоночника (преимущественно мышца, выпрямляющая туловище), сгибатели в плечевом суставе (большая и малая грудные мышцы, передняя часть дельтовидной мышцы, клювовидно-плечевая двуглавая мышцы плеча). Все эти мышцы выполняют преодолевающую работу. Для передачи силы отталкивания к о.ц.т. тело прыгуна должно быть закреплено во всех соединениях, поэтому, хотя и на короткий промежуток времени, вместе с указанными мышцами напрягаются и их антагонисты.

Фаза полета не является пассивной, в ней необходимо максимально использовать траекторию полета, принять и сохранить определенное положение тела, которое не только не мешало бы движению, но и способствовало последующему приземлению.

В фазе полета нижние конечности выносят вперед. Для уменьшения их момента инерции происходят сгибание в коленных суставах и разгибание стоп, осуществляемые соответствующими группами мышц, выполняющих удерживающую работу.

Вынесение ног вперед возможно благодаря напряжению мышц-сгибателей бедра (подвздошно-поясничной, прямой мышцы бедра, портняжной и гребешковой). Компенсаторно при этом назад и несколько вниз перемещается таз. Одновременно происходят движения рук (вначале вперед, затем вниз) и сгибание туловища.

Движения рук обусловлены последовательным напряжением сгибателей и разгибателей плеча. В сгибании туловища принимают участие в основном мышцы живота (прямая и косые мышцы живота).

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/2736.html

Ссылка на основную публикацию